
Фреоновое или холодильное масло – что это и для чего нужно?
Стабильная работа любого механизма, как, например, компрессора холодильного оборудования, обеспечивается за счет постоянного, качественного смазочного материала. Для установок такого типа применяется специальная смесь фреона или охладителя (рабочее вещество, которое находится в твердом, жидком или газообразном состоянии) со спецмаслами.
С помощью масел уменьшается трение, коррозия, шум, механические колебания во время работы деталей компрессора, соответственно, увеличивается срок его службы.
Где расположен фреон в холодильных установках
В любой промышленной холодильной установке находится специспаритель, содержащий хладагент, с помощью которого воздух охлаждается до необходимой температуры. В качестве фреона чаще всего применяют различные соединения углерода и водорода, содержащие хлорные, фторные либо бромные атомы – аммиак, пропан и др. За счет процесса кипения холодильного агента в испарителе, являющегося своего рода теплообменником, происходит охлаждение воздуха.
Использование фреона
В современном мире насчитывается свыше 40 типов хладагентов, которые применяются в таких отраслях, как парфюмерия/медицина (при создании аэрозолей), промышленность (кондиционеры, холодильники), при тушении пожаров (на судах, электростанциях и т. д.) за счет вытеснения кислорода, необходимого для горения, и др.
Для кондиционеров в последнее время используют следующие типы: R-410A, R-407C (представляют собой смеси из разных фреонов) и R-32, которые считаются более экологичными.
Виды фреоновых масел и их совместимость с различными типами хладагентов
Для стабильной работы компрессора уже на этапе установки холодильного оборудования необходимо правильно подобрать смазку требуемой вязкости в зависимости от типа фреона, температуры кипения масла и т.д.
Существует 3 вида масел – полусинтетические, синтетические и минеральные. Среди синтетических наиболее широко применяются следующие:
-
алкилбензольные (АБ) – обладают термоустойчивостью, образуют меньшее количество кокса и других осадков при запуске компрессора, прекрасно сочетаются с хладагентами R-401A/B, R-402A/B, R-22, а также с пропаном/изобутаном;
-
полиэфирные (ПОЕ) – имеют массу преимуществ, среди которых можно выделить постоянную теплопроводность, долговечность, совместимость со всеми уплотнителями и др., хорошо сочетаются с хладонами R-134A, R-407C, R-410A или R-404A;
-
полиалкиленгликольные (ПАГ) – широко применяются в различных мобильных установках, в том числе, автокондиционерах, с хладонами R-134A.
Минеральные масла (нафтеновые/парафиновые/нафтенопарафиновые) полностью растворяются с фреонами марок R-12, R-22, R-500, R-502 и т.д. Идеальным вариантом для холодильной установки станут полусинтетические, которые сочетают в себе свойства минеральных и синтетических масел и при этом имеют меньшую стоимость по сравнению с синтетикой.
Почему нужна своевременная замена фреонового масла?
Чтобы холодильное оборудование торговых предприятий и других структур прослужило долго, масло должно сохранять жидкое состояние, свободно двигаться по системе, иначе оно начнет скапливаться в испарителе. В это же время должна быть обеспечена его достаточная вязкость, чтобы смазывать и выполнять функцию герметика при сравнительно больших температурах в корпусе компрессора.
Одним из основных качеств масла является стабильность, так как происходит постоянный контакт с различными элементами системы и с фреоном.
Для качественной, длительной работы установки следует выбирать самую оптимальную марку фреонового масла, максимально удовлетворяющего наиболее важным требованиям эксплуатации. Например, в случаях с высокооборотными машинами используют менее вязкие смазки, чем с низкооборотными.